Интерес к истории возникновения гжельского фарфора возник в момент моего путешествия по Европе. Странно, скажите вы. Собираясь в гости к подруге в Нидерланды, в качестве сувениров я приобрела несколько изделий из гжельского фарфора.

Гжелський фарфор.

И какого же было мое удивление, когда прогуливаясь по милым улочкам Девентера(город в Нидерландах), в витрине одного из магазинчиков я увидела фарфор, расписанный в такой же цветовой гамме. Гжель, подумала я. Но ошиблась, это был Делфтский фарфор. Вот тогда у меня и возник вопрос, кто у кого перенял бело-синюю гамму росписи?

Чтобы разобраться в этом деле, необходимо было углубиться в историю.
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. 

Это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович Тишайший издал указ «во гжельской волости
для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
В 1763 году М.В.Ломоносов в своей книге «О слоях земных» сказал о глине Гжельской: : «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

В 1770 году при Екатерине II Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для делания алхимической посуды». До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины икумганы.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод.

Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.»

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

Со второй половины XIX в. Работы гжельских мастеров перестраиваются на сдержанную гамму росписи с господством в ней синего кобальта. Его сочетание с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Но она проявилась в полную силу гораздо позже, почти через сто лет.

Рассказывают, что дельфтскому фарфору обязана своим появлением русская гжельская керамика. Петру I настолько пришлось по душе искусство голландцев, что он захотел завести такое же в России. Гжельская керамика действительно имеет общие черты с дельфтской, только вот появилась она лишь в середине 18 века уже после смерти Петра I. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

Выставка «Гжель» в Ставрополе

Делфтский фарфор — фарфор в сине-белых цветах,керамики производится в городе Делфт (Нидерланды) и является одним из символов города и популярным сувениром.

Гжелський фарфор.Возникновение массового гончарного производства относится к XVII веку, когда Делфт переживал «Золотой век», связанный с подъёмом морской торговли. В городе находилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, корабли которой завезли в страну образцы дальневосточных сине-белых и полихромных (многоцветных) изделий.

В это время делфтским гончарам не хватало глины, и они были вынуждены ввозить её, а до 1640 года лишь десять горшечников имели право вступить в гильдию Святого Луки.

Подъём производства керамики был обусловлен ухудшением качества речной воды, использовавшейся на пивоварнях, что привело к закрытию пивоварен и возникновению на их месте гончарных мастерских (часть пивоварен также пострадала после взрыва пороховых складов в 1654 году, который нанёс серьёзный урон городу).
Доставка фарфора из Китая была сопряжена с многочисленными трудностями (например, в 1745 году шведский парусник из Ост-Индийской компании, не доплыв девятисот метров до гавани, налетел на подводную скалу и затонул с грузом китайского фарфора), это обеспечивало рост спроса и укрепило положение делфтских гончаров, а после 1650 года на их изделиях проставлялась не только фабричная марка, но и марка отдельного гончара.

Особенностью делфтского фарфора было многократное глазурирование прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах, что делало изделие более близким к фаянсу. Основной выпускаемой продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда.

Делфтские мастера имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Помимо китайских рисунков, мастера украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями.
В 1876 году два голландских предпринимателя возродили в Делфте фарфоровое производство, открыв Королевскую мануфактуру делфтского фарфора.

И сегодня дельфтский фарфор пользуется большой популярностью.


И так кто же у кого перенял технику росписи в сине-белой гамме? Гжельский фарфор, Делфтский фарфор?

Тайна гжельского фарфора, разгадана.
История сине-белой росписи по керамике и фарфору начинается с Китая. Династия Юань является ключевым периодом для развития сине-белого фарфора в Китае (1271—1368). Производство фарфора в Цзиньдэчжене продолжается и по сей день...
Такова история моего путешествия по Европе.
Китайский и японский фарфор.

История гжельского фарфора

Источники : статьи «Тайна гжельского фарфора»
https://www.gzhel.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/

Помните и любите традиции своей страны. Будьте счастливы!